Рязанские журналисты отправились в пресс-тур по дорогам Пронского и Скопинского районов.
В среду, 24 мая, рязанские журналисты посмотрели ,как живётся начинающим фермерам в Скопинском и Пронском районах, в рамках пресс-тура, организованного министерством сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области. После развалин, оставшихся от колхозов советских времён, трудно было представить, что рабочим руинам в русских сёлах найдётся применение. Начинающие рязанские фермеры по кирпичикам восстанавливали обветшалые колхозные сооружения, вкладывая финансы и душу.
Первой точкой в пресс-туре стала семейная животноводческая ферма в деревне Мамоново Пронского района. В прошлом на её месте располагался овцекомплекс бывшего Госплемзавода «Котовский». Роман Дзюменко вместе с семьёй купили владение с 12 объектами и занялись созданием предприятия по производству мяса птицы и её молодняка.
– Сначала построили фанерные инкубаторы, закупили гусиное яйцо и проводили эксперименты по инкубации этого яйца. Эксперименты в первый год получились не очень удачные. Но появилось понимание того, что нужно пользоваться профессиональным оборудованием, – рассказал Дзюменко. – В прошлом году начали реконструкцию помещения под инкубатор и к весне открыли его, закупив оборудование. Сейчас вырастили родительское стадо и производим гусиное яйцо.
В 2016 году семья получила весомую поддержку от государства в виде гранта на развитие семейной животноводческой фермы на 7,6 миллиона рублей. Эти деньги были вложены в техническое оборудование, приобретение поголовья гусят и ремонт крыши.
Инкубатор – место отбывания 30-дневного срока 20 тысячи куриных и 8 тысячи гусиных яиц. Там нам показали гусят, вылупившихся ночью. Журналисты стали первыми, кого увидели новорождённые. После гусята отправляются в зону выращивания.
Как рассказал организатор производства КФХ Дзюменко, гусята преодолели 1000 километров, чтобы добраться до деревни Мамоново из самой Чувашии. В собственности фермеров имеется 600 взрослых гусей.
Кстати, на гусином яйце получается пышное тесто и омлет. Некоторые кондитеры знают этот секрет и пользуются им на практике.
Помимо гусей на ферме занимаются инкубацией кур-бройлеров, индюшек и цесарок.
К сожалению, эту продукцию нельзя встретить на прилавках рязанских магазинов и ярмарок. Реализуют продукцию в основном в Москве оптом и в розницу. На местных рынках торговля невыгодна.
– Представлять продукцию в Рязани на ярмарках нет сил и времени, – объяснил фермер. – На местной ярмарке фермеру просто стоять некогда. Условно говоря, надо выбирать либо мы с утра до вечера проводим день на ярмарке, либо занимаемся здесь хозяйством.
Слово «маркетинг» отлично знаком владельцам фермы. Они продвигают продукцию в местной прессе, интернете. У них даже есть свой собственный бренд «Индеец Гусев», разработанный маркетологом Геннадием Белоусовым – продукция, доставляемая в дома покупателей.
Сейчас в КФХ работают три человека. В период забоя привлекают местных жителей.
В центре управления данными мы познакомились с оператором Андреем Остапенко. Он работает за компьютером, устанавливает программы, которые помогают следить за температурой, влажностью и временем в инкубаторе.
– Я здесь всё время. Даже ночью – моя комната за инкубатором. Ферма – моя личная жизнь. Сменщиков нет, и не предполагается, – рассказал Андрей. – Я такой человек – сюда никого не пущу. Я здесь знаю всё, доверяю только себе. Даже когда Роман Валентинович приходит с проверкой, что у меня в инкубаторе, я всегда рядом. А мало ли? Вдруг неправильно дверь закроет?
В перспективе у хозяйства – выращивание уток и возведение переработочного цеха осенью. Как подчеркнул Дзюменко, кооперация – это логичный шаг для увеличения валового производства продукции, расширения спектра ассортимента, а также возможности получения работы местным жителям.
В селе Затворное Скопинского района журналистов встретил глава КФХ Эдик Мардян под лай сторожевых псов. 69-летний мужчина занимается фермерством чуть больше года. Эдик Гайкович, окончив физмат и проработав учителем, приехал в Рязань из-за любви к творчеству Сергея Есенина. На выбранной заброшенной животноводческой ферме жизнь началась заново.
В фермерском владении у Мардяна 60 га земли, 516 овец эдильбаевской породы (это курдючный вид мясо-сального направления), 56 представителей крупного рогатого скота, 35 из которых составляют коровы.
Своих животных фермер старается кормить только чистыми продуктами без содержания гармонов, отдавая предпочтение исключительно сену и комбикорму.